# # # # # #

Колтюбинговый сервис: факторы эффективности

Интервью с председателем ученого совета Центра развития колтюбинговых технологий Л.М.Груздиловичем

«Время колтюбинга», № 17, 2006 г.

ВК: Леонид Михайлович, какие изменения на рынке колтюбинговых технологий произошли в последние годы? На какие новые тенденции Вы можете указать?

Leanid Hruzdzilovich

Леонид Груздилович: Практика убедительно доказала высокую эффективность колтюбинговых технологий. Неоспоримые преимущества использования колтюбинговых установок при обслуживании и капитальном ремонте скважин сегодня общеизвестны. Назовем самые главные из них: обеспечение полной герметичности устья скважины на всех этапах выполнения внутрискважинных операций, в результате чего отпадает необходимость повторного освоения и вызова притока скважины, в которой выполнялись ремонтные работы с использованием колтюбинговой трубы, а также появляется возможность проведения работ в нефтяной или газовой скважине без ее предварительного глушения. В результате — значительное уменьшение затрат рабочего времени на подготовительные и заключительные операции при осуществлении ремонтных работ; заметное сокращение времени на проведение спуско-подъемных операций внутрискважинного оборудования. Колтюбинг также упрощает бурение, спуск инструментов и приборов, а также выполнение операций подземного ремонта в горизонтальной или сильно искривленной скважине. Все вместе эти преимущества приводят к значительному улучшению условий труда работников сервисных подразделений, а предотвращение утечки пластовых и технологических жидкостей в закрытой системе циркуляции повышает экологическую безопасность в месте проведения работ.

Применение колтюбинговых технологий иногда позволяет производить несколько операций ремонта и обслуживания скважины за один спуско-подъемный цикл, что значительно увеличивает скорость выполнения поставленных перед сервисной компанией задач. Кроме того, мобильность колтюбинговых установок позволяет эффективно применять их на отдаленных месторождениях, разрабатывать индивидуальную схему ремонта и обслуживания для каждой скважины. В совокупности это дает значительный экономический эффект при проведении ремонтно-технологических работ.

Поэтому, неудивительно, что значительно вырос мировой флот колтюбингового оборудования, в первую очередь за счет установок для сервиса и универсальных — для сервиса и бурения. Параллельно с этим наметилась тенденция к некоторому снижению парка традиционных буровых установок.

В последние годы удалось воплотить очень интересные конструктивные решения в сфере колтюбингового бурения, однако следует признать, что бурного распространения в России и странах СНГ оно все еще не получило. Сдерживающие факторы — высокая, пока еще, стоимость оборудования, ограниченность сферы его эффективного использования, очень высокие требования к квалификации кадров и технологической подготовке, а порой и инертность мышления нефтяников в отношении новых технологий и оборудования.

ВК: В последнее время в связи со старением открытых месторождений и удорожанием нефтегазоразведки значительно возросла роль сервисного обслуживания скважин, работ по проведению их капитального ремонта. Каковы, на Ваш взгляд, основные факторы эффективности работы сервисных компаний?

Л.Г.: Один из основных факторов конкурентоспособности сервисных компаний — эффективность их технической базы, которая слагается из двух составляющих. Внешняя составляющая — это уровень технической оснащенности, который напрямую зависит от соответствия технических характеристик имеющегося в наличии оборудования лучшим мировым аналогам, а также стандартам, принятым в отрасли. Лидеры мирового рынка сервисных услуг стали таковыми благодаря стабильному применению лучших технологических решений, которые, в свою очередь, опираются на использование лучшего оборудования и инструмента. Внутренняя же составляющая — это затраты на техническое оснащение компаний: расходы на приобретение оборудования и материалов, их поддержание, а также на непосредственное проведение эксплуатационных работ.

Еще один важнейший фактор — обученность и высокая квалификация персонала.

Однако, эти факторы по-разному достигаются разными участниками рынка. Крупные международные сервисные компании имеют многотысячные научно-технические центры, которые отбирают и тестируют все новейшее оборудование, появляющееся на рынке, и помогают своим сервисным подразделениям оснаститься лучшей продукцией десятков различных производителей. Их учебные центры позволяют быстро и качественно подготовить (или переподготовить) персонал необходимой квалификации. Небольшие сервисные компании в этом отношении неконкурентоспособны, т.к. не могут содержать даже несколько сотен человек для вышеназванных целей, однако у них есть другие конкурентные преимущества. При этом, как показывает практика, успешные быстрорастущие сервисные компании эффективно решают вышеперечисленные проблемы путем тесного сотрудничества с 1-2 известными производителями, которые закрывают все основные потребности этих компаний в высококачественном новейшем оборудовании, обучении персонала и, таким образом, позволяют быть технически хорошо оснащенными, не раздувая штата технических и других непрофильных служб.

ВК: Не могли бы Вы назвать производителей, способных оснастить сервисную компанию полным комплектом современного оборудования "из одних рук"?

Л.Г.: Одна из компаний, которая выпускает практически все современное оборудование для нефтегазового сервиса — Группа ФИД, миссия которой — дать нефтяникам и газовикам такое оборудование, которое позволит расширить перечень выполняемых операций, в том числе за счет освоения новых работ, которые при использовании ранее применявшегося оборудования были экономически бессмысленными.

Стоит отметить, что продукция Группы ФИД используется не только собственно российскими сервисными компаниями, но мировыми лидерами данного сектора экономики. За последние годы Группой ФИД и ее лидером — СЗАО "ФИДМАШ" было создано три поколения мобильных колтюбинговых установок.

Первое поколение (1999-2001 гг.) — установки с полностью отечественной комплектацией, в соответствии с технической политикой основного заказчика — ОАО "Газпром".

Второе поколение (2002-2004 гг.) — установки, модернизированные по результатам подконтрольной эксплуатации установок первого поколения. У них улучшенная комплектация, в том числе часть гидроаппаратуры — ведущих мировых производителей. Они отличаются более широким диапазоном функциональных возможностей, наличием дополнительных устройств и принадлежностей, обеспечивают более эффективное соотношение цены и качества.

Третье поколение (с 2004 г.) появилось после выхода за пределы СНГ. Установки 3-го поколения включают наиболее эффективные конструктивные решения, внесенные по результатам работы с международными сервисными компаниями. Они обеспечивают принятый в мире уровень потребительских и эксплуатационных характеристик в приемлемом ценовом диапазоне.

Leanid Hruzdzilovich

Установка МК20Т производства Фидмаш NOV

Сегодня в перечне продукции Группы ФИД — колтюбинговые комплексы для работы с морских платформ и доставки в труднодоступные места на вертолетах, комплексы оборудования для гидроразрыва пласта, мощные насосы, пропантовозы, теплонагреватели, компрессоры, инструмент, подземное оборудование и многое другое.

Курс на обеспечение потребителей всем современным высокотехнологичным оборудованием (колтюбинг, ГРП, бурение горизонтальных скважин, в том числе на депрессии) по принципу "из одних рук" потребовал крупных внутренних изменений в компаниях группы, однако, это было необходимо для новых потребителей — некрупных сервисных компаний, стремительно заполняющих рынок сервисных услуг в СНГ. В отличие от таких гигантов, как Schlumberger, они не имеют мощных технических подразделений, в которых заняты тысячи людей. Им удобнее осваивать новую технику и обучать специалистов с одним, а не с десятками партнеров.

Изменились в Группе ФИД и условия создания техники. Если первую колтюбинговую установку смогли по-настоящему испытать, лишь развернув ее на нефтяной скважине, то теперь для испытаний узлов и готовых изделий используется 9 специальных тестовых стендов. Некоторые из них по сложности сопоставимы с самой колтюбинговой установкой.

В.К.: Каковы, по-Вашему, перспективы развития для колтюбинговых технологий?

Л.Г.: Стремительно изменяющиеся экономические и геологические условия добычи углеводородного сырья, ужесточение экологических требований неизбежно приведут к резкому росту востребованности колтюбингового оборудования. С другой стороны, я ожидаю снижения в 1,5-2 раза себестоимости бурения гибкими трубами горизонтальных стволов из колонны основной вертикальной скважины, в том числе на депрессии. Это неизбежно приведет к увеличению внедрения систем, обеспечивающих бурение и заканчивание за один проход, повысится точность управления забойными компоновками, их цена снизится, все чаще будут использоваться новые материалы, реальной станет автоматизация процесса бурения. Ожидается появление совершенно новых конструктивных решений для колтюбингового оборудования, применяемого во всех нестандартных на сегодняшний день ситуациях, например, в подводном бурении, добыче каменного угля, метана и т.п. На мой взгляд, будет расти применение колтюбинга при строительстве интеллектуальных скважин, при использовании роботов как для изучения, так и для ремонта скважин.

Стоит отметить, что именно в России на сегодня наблюдается самая быстрая в мире динамика роста бурения колтюбингом. В России и странах СНГ в ближайшие 4-5 лет количество пробуренных с помощью колтюбинга скважин увеличится не менее, чем в 10 раз.

Кроме того, в России будет и дальше продолжаться процесс вывода сервисных подразделений из непосредственной структуры нефтегазовых компаний, что приведет к повышению активности российских сервисных компаний, а значит и к дальнейшему расширению услуг с применением гибких труб. Ожидаются и новые интересные решения российских компаний в отношении колтюбингового бурения, основанные на чисто российском опыте. Будущее колтюбингового бурения в России связано с компаниями, уже начавшими практиковать эти технологии (ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Газпром" и ОАО НК "Башнефть"), с компаниями, развивающими бурение на депрессии (ОАО "Лукойл", ОАО "Роснефть", ОАО "Татнефть"), а также с молодыми сервисными компаниями, активно внедряющими новые технологии.


< < Вернуться к списку статей