# # # # # #

Как все начиналось: первая колтюбинговая установка — от идеи до опытного образца

«Время колтюбинга», № 24, 2008 г.

В прошлом номере, в связи с 10-летием, мы писали о родившейся у ФИД идее создания и производства колтюбинговой техники нового образца. На этот раз речь пойдет о начальном этапе данного проекта, периоде от проектирования до создания первой установки. Появление на свет машины РАНТ10.01М ознаменовало вторжение ФИД в сегмент элитного рынка оборудования для нефтегазовой промышленности.

Попыткам создать отечественную колтюбинговую установку, российские производители отдали более десяти лет. Однако произвести технику, которая успешно конкурировала бы с американскими и канадскими аналогами, не получалось. Белорусскому фонду развития и поддержки изобретательства и рационализации удалось переломить эту ситуацию, не только создав первую колтюбинговую установку, но и сократив путь от идеи до успешного испытания готового опытного образца до одного года.

Изначально к ФИД обратилась группа российских инженеров-конструкторов с предложением помочь в разработке первой машины. Поскольку они ранее уже занимались решением этой задачи, их опыт был необходим белорусским производителям.

"Однако прежде, чем что-то производить, необходимо было определить, насколько эта техника нужна рынку, - комментирует тогдашнюю ситуацию руководитель ФИД Леонид Груздилович. - Для исследования этой темы мы при поддержке Минтопэнерго России инциировали проведение первой Всероссийской конференции по колтюбинговым технологиям. Для участия были приглашены все нефтедобывающие предприятия того времени: ЛУКойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, Газпром и т.д. Из сервисных присутствовали только иностранные компании, так как среди российских тогда таких не было. Во время обсуждения вопроса выяснилось, что все нуждаются в колтюбинге. К слову, в то время уже существовало несколько российских образцов, но они обладали малой мощностью и были ненадежны. Дорогостоящие зарубежные аналоги требовали постоянного сервисного обслуживания, которого на территории России не было".

Leanid Hruzdzilovich

Подведя итоги конференции, нужно было объективно оценить, есть ли у нас научно-технический и производственный потенциал для того, чтобы успешно реализовать задуманное. Кроме того, ситуация несколько усложнялась отсутствием заказчика. Практически никто не верил, что эта машина будет работать. Все крупные компании выражали скепсис и не желали заключать договоры до результатов первых испытаний. Так, объединив усилия специалистов, ФИД приступил к созданию первой колтюбинговой установки.

Анатолий Алексенко, директор УП "Новинка", один из главных участников тех событий, вспоминает, как "в феврале 1998 года была проведена первая линия чертежа на ватмане, в марте был собран творческий коллектив, в конце года уже проводились приемочные испытания на полигоне. Высокий темп работы поддерживался благодаря тому, что проектирование и изготовление осуществлялись параллельно". В то время конструкторским бюро руководил Борис Гинзбург. С ноября к российским специалистам примкнули белорусские конструкторы Геннадий Шуригин, Иван Пирч, Сергей Каблаш, Александр Линевич и главный инженер Валерий Линкевич.

В начале проекта перед создателями возникли вопросы, как и где изготовить отдельные узлы колтюбинговой установки. Ведь необходимо было освоить с нуля производство десятка новых видов продукции: инжектора, превентора, гидравлических механизмов, специальных подшипников и т.д. Для их производства было задействовано более десятка белорусских предприятий. Заказы поступили на ШПЗ, Могилевтрансмаш, Сморгонский завод оптического станкостроения, НПО "Сейсмотехника", Минский завод автоматических линий. Для сборки первой машины было выбрано НПО "Сейсмотехника". Мощная бригада рабочих - монтажников, слесарей, сборщиков - работала, осваивая новое производство.

Опытный образец испытывался на полигоне завода "Сейсмотехника" в поселке Узнаш. Валерий Линкевич, главный инженер, присутствовал на первом испытании и так комментирует те события: "Несмотря на то, что у нас был богатый опыт в машиностроении и мы были ознакомлены с разработками зарубежных компаний, все равно ощущалось сильное волнение. Многим не верилось, что стальная труба диаметром 33, 5 мм и толщиной стенки в 3 мм намотается на барабан, как нитка на катушку. Скептики высказывали опасения, что она сплющится, согнется, пойдет петлями, но этого не произошло. Вторым этапом испытания был спуск трубы в скважину, и когда она туда вошла, все поняли: это наша победа. Хотя, конечно, к работе этой машины были очень существенные замечания, и мы сразу после испытаний приступили к устранению недостатков".

Для того чтобы понять, в чем же ошибки проектирования первой колтюбинговой установки, нужно было исследовать канадские и американские аналоги. К этому времени ФИД удалось договориться с руководством Сургутнефтегаза и ЛУКойла, чтобы эти предприятия предоставили возможность посмотреть на установки, находящиеся в их распоряжении. После этой поездки на заводе Сейсмотехника началась переделка первого опытного образца. К слову, устранение недостатков составило 110 % от ее стоимости.

Leanid Hruzdzilovich

Так, общими усилиями на свет появилась первая колтюбинговая установка отечественного производства - РАНТ10.01М - машина для ремонта нефтяных и газовых скважин, по функциональности и надежности приблизившаяся к североамериканским аналогам. На агрегат была установлена безмуфтовая длинномерная труба диаметром 33,5 мм и длиной 2 700 м. В ходе первых испытаний под Речицей скважина, нуждавшаяся в ремонте в течение 12 лет и простаивающая без дела, за две рабочие смены пришла в полностью исправное состояние. Российские эксперты, специально приехавшие в Беларусь для оценки возможностей новой машины, были не просто удовлетворены, а удивлены столь быстрой и успешной реализацией технического проекта. Однако установка требовала некоторой доработки и решающих испытаний в условиях Сибири. Ведь колтюбинговые агрегаты, предлагаемые западными компаниями-производителями, зачастую оказывались непригодными для работы в экстремальных холодах и специфических геолого-промысловых условиях некоторых регионов России. Установке РАНТ10.01М предстояло участвовать в сравнительных испытаниях ОАО "Газпром" вместе с агрегатом, произведенным ОАО ЭЗ "Металлист" и другими машнами. В результате испытаний комиссия определила: опытный образец установки РАНТ10.01М соответствует требованиям технического задания и нормативно-технической документации; состав и комплектность соответствуют требованиям конструкторской документации. В результате РАНТ10.01М выдержал сравнительные промысловые испытания. А после того, как опытный образец реанимировал еще 65 нефтяных, газоконденсатных и газовых скважин на Севере России и окупил себя для заказчика за 57 дней, у российских промысловиков появилась заинтересованность в налаживании серийного производства. В частности, ОАО "Газпром" определил для себя группу компаний ФИД как главного производителя колтюбиноговой техники для нужд своей компании. С этого момента белорусские конструкторы приступили к проектированию нового модельного ряда колтюбинговых установок. О чем читайте в следующем номере.


< < Вернуться к списку статей